ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ЗАТВОРА ЗСУ-1

Затвор состоит из двух основных узлов: блока пламегашения и блока клапанов. Основной деталью блока пламегашения является пористый металлокерамический пламегасящий элемент 1, установленный в корпус 2 и уплотненный по торцам с помощью пламеотбойника 3 и крышки 4 прокладками 5. Резьбовое соединение корпуса 2 с крышкой 4 уплотнено резиновым кольцом 6.

В блоке пламегашения установлен блок клапанов, в корпус 7 которого встроен обратный клапан, состоящий из эластичной мембраны 8, подвижного штока 9 и винта 10, которые являются элементами отсечного клапана 11.

Мембрана 8 уплотнена по краям при помощи грундбуксы и прижимного диска с резьбой.

Отсечной клапан 11, имеющий на торце резиновый уплотнитель, фиксируется в открытом положении шариками 16. При этом пружина 17, установленная на наружной части клапана сжата, а пружина 18 прижимает шток с диском обратного клапана к мембране. Седло отсечного клапана выполнено в штуцере 12, который служит также в качестве устройства для взвода отсечного клапана 11 в случае его срабатывания.

В рабочем состоянии отсечной клапан 11 зафиксирован в открытом положении. Газ, поступающий в затвор, через ниппель 14 отжимает мембрану 8 и через поры пламегасящего элемента 1, пазы пламеотбойника 3,  поступает на потребление, проходя через ниппель 15.

В случае перетока кислорода в линию горючего газа давление после затвора по ходу газа повышается, мембрана 8, прижимаясь к штоку 9, предотвращает переток кислорода в защищаемый участок. При возникновении горения кислорода и детонации  со стороны потребления пламя и детонационная волна локализуется пламегасящим элементом 1. Причем фронт детонационной волны разрушается отбойником 3, снижая ударные нагрузки на пламегасящий элемент 1. Возникающее при этом давление прижимает мембрану 8 к штоку 9 и перемещает шток. Когда проточка в штоке 9 совмещается с отверстиями, в которых размещены три шарика 16, нарушается фиксация отсечного клапана и он усилием пружины 17 прижимается к седлу, прекращая проток газа через затвор. 

Взведение отсечного клапана осуществляется штуцером 12 по п.7.2, при этом пружина 18 сжимается, выталкивая шток обратного клапана и перетесняя им шарики 16 в проточку отсечного клапана 11, фиксируя его в открытом состоянии.